Главная/Почему не все европейские шины канцерогенно безопасны?

Новости

5 Августа 2014

Почему не все европейские шины канцерогенно безопасны?

Загрязненный окружающий воздух и взвешенные частицы, входящие в его состав, приводят к росту случаев возникновения рака легких
К таким неутешительным выводам пришли эксперты Международного агентства по изучению рака. И не только выхлопные газы являются источником загрязнения воздуха. Опасность исходит от … автомобильных шин, которые содержат канцерогенные вещества. Как производятся безопасные шины? И почему многие европейские модели могут быть канцерогенными?
Эти вопросы затронул в своём докладе профессор Аркадий Радбиль, директор по развитию и перспективным технологиям биохимического холдинга «Оргхим». Учёный выступил на V Международном саммите по технологическим маслам для шин и каучуков, который прошёл в китайском городе Циндао 18-20 июня.
ИСТОЧНИК УГРОЗЫ
Главный тренд сегодня в производстве шин и каучуков – растущая потребность в «зеленых» маслах, что, в частности обусловлено предстоящими законодательными изменениями в Китае. С первого марта 2014 года в Поднебесной вводятся технические стандарты, направленные на поддержку изготовления экологически безопасных шин. Документ включает нормативы производства, требования к общему потреблению энергоресурсов, выбросам в окружающую среду, ввозимому сырью и материалам.
Такое внимание к безопасности производимых шин вполне объяснимо и подкреплено последними научными исследованиями. По данным Международного агентства по изучению рака (МАИР - специализированное подразделение Всемирной организации здравоохранения), ведущим источником канцерогенной опасности для человека сейчас выступает загрязненный окружающий воздух (официальное сообщение МАИР от 17 октября 2013 года). Результаты исследования показали: рост воздействия загрязненного окружающего воздуха и взвешенных частиц (один из главных его компонентов) приводит к росту случаев возникновения рака легких. По последним данным, 223 000 случаев смерти от рака легких, зарегистрированных в 2010 году в мире, вызваны именно загрязнением воздуха.
Но выхлопные газы – далеко не единственный источник загрязнения воздуха транспортными средствами. Другим источником опасности выступают частицы автомобильных шин, которые образуются при их истирании. Эти частицы содержат канцерогенные вещества – полициклические ароматические углеводороды (ПАУ).
Частицы находятся во взвешенном состоянии в воздухе и, попадая в легкие, накапливаются в организме, встраиваются в ДНК и могут вызвать клеточные мутации, которые приводят к онкологическим заболеваниям. В ходе эксплуатации, при истирании шин, каждый автомобиль за год выделяет в атмосферу 200 грамм масел, и весь автомобильный парк РФ – до 9 000 тонн. Опасность заключается в том, что до сих пор содержание канцерогенных компонентов нормативно никак не регулируется.
«ЗЕЛЁНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ НА ЭКСПОРТ
Основной источник канцерогенных веществ в шинах – нефтяные технологические масла, которые применяются как при производстве каучуков, так и в процессе изготовления шины. Наличие ПАУ в маслах обусловлено природой нефти, используемой для производства масел – канцерогены не добавляют в продукцию намеренно.
Разные типы нефтяных технологических масел содержат разное количество канцерогенных веществ. Специальные технологии позволяют извлечь подавляющее большинство канцерогенных компонентов в ходе производства масел и производить низкоканцерогенные («зеленые») масла, при использовании которых получаются низкоканцерогенные каучуки и шины.
Наибольший объем таких масел производится в Евросоюзе и там же потребляется при изготовлении шин и каучуков. Вторым в мире производителем «зеленых» масел является Россия. Так, в биохимическом холдинге «Оргхим» разработана высокоэффективная технология очистки нефтяных экстрактов, которая позволяет получать качественные технологические масла с исключительно низким содержанием канцерогенных веществ. Непосредственно в РФ потребляется менее 30% производимого продукта, поэтому Россия выступает крупнейшим в мире экспортером низкоканцерогенных технологических масел, удовлетворяя спрос производителей шин и каучука из Европы, КНР и США. В 2015-2016 годах биохимический холдинг «Оргхим» планирует провести трансфер технологий и открыть площадки по производству низкоканцерогенных масел в Сингапуре и США с использованием локального сырья.
КАК БОРОТЬСЯ С ОПАСНЫМИ ШИНАМИ?
Все страны Европейского Союза, США, Бразилия, Корея и Япония ввели нормативные ограничения, запрещающие размещение канцерогенных изделий на рынках шин и каучуков. В Российской Федерации пока государство не регулирует этот вопрос. Поэтому на отечественном рынке представлены как низкоканцерогенные шины, так и продукция, представляющая объективную опасность для жизни и здоровья россиян. «Зеленые» шины, по данным «Оргхима», составляют около 50% объема производимых в России шин. Практически каждая российская шинная компания имеет в своей производственной линейке шины с низким содержанием канцерогенных веществ, а заводы ведущих глобальных холдингов, расположенные на территории РФ, уже сейчас производят исключительно «зеленые» шины. В то же время, как отмечают в «Оргхиме», половина произведенных в России шин канцерогенно опасны. Кроме того, на российский рынок поставляются шины китайских, индийских и других производителей, которые не находят сбыта в странах, установивших законодательные ограничения в области канцерогенной безопасности.
Именно поэтому «Оргхим» разработал технический регламент «Об ограничении реализации и использования шин, каучуков, резиновых изделий и технологических масел для их производства, содержащих канцерогенные полициклические ароматические углеводороды». Цель данной законодательной инициативы – снижение уровня заболеваемости и смертности среди населения России благодаря исключению из оборота на территории страны шин, каучуков, резиновых изделий и технологических масел с высоким уровнем канцерогенных компонентов.
В техническом регламенте определены:
предельно допустимый уровень содержания канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в шинах, каучуках, резиновых изделиях и технологических маслах для их производства;
методика проведения испытаний в отношении содержания канцерогенных ПАУ в продукции;
порядок осуществления контроля соответствия утвержденному техрегламенту производимых и поставляемых изделий.
ОПАСНЫЙ ИМПОРТ ПОД КОНТРОЛЕМ
Введение технического регламента влечет за собой ограничение ввоза в Россию канцерогенных шин, каучуков, масел и резиновых изделий из других стран. Фактически эта протекционистская мера должна увеличить объем производства для российских производителей внутри страны, ограничив канцерогенно опасный импорт. Кроме того, производство «зеленых» шин, а главное, каучуков расширяет экспортные возможности для продукции российских предприятий.
Предлагаемый регламент разработан на основе лучшего мирового опыта. Основные положения реализуются в странах Евросоюза, США и Японии с 2005 года. В части допустимых пределов канцерогенности предлагаемое в РФ регулирование опережает действующие нормы ЕС.
Все условия для эффективной реализации регламента сейчас выполняются. Во-первых, объемы выпускаемого в России низкоканцерогенного технологического масла составляют 110 тысяч тонн в год и более чем вдвое превышают потребность российских производителей шин и каучуков в технологическом масле. Во-вторых, потребность зарубежных компаний, куда экспортируется низкоканцерогенное масло из России, будет закрыта по итогам реализации проектов по трансферу российских технологий с открытием производственных площадок в Сингапуре и в США в 2016 году. В-третьих, замена применяемого в настоящее время канцерогенного масла на низкоканцерогенное не требует от производителей шин и каучуков изменения производственного процесса.
В настоящее время 10 из 11 шинных компаний, представленных в России, в ассортименте уже имеют низкоканцерогенные шины. При этом применение низконканцерогенных масел успешно апробировано на всех шинных и каучуковых заводах России. И в 2014 году «зеленые» шины будут представлены в производственной линейке всех российских производителей данной продукции.
Отметим, что технический регламент, предложенный холдингом «Оргхим» уже одобрен на парламентских слушаниях в Госдуме к принятию. В настоящее время обсуждается в Министерстве промышленности и торговли РФ.

Источник: http://colesa.ru
Вверх