Главная/За рулем: Тест летних шин размера 195/65 R15 (2016)

Новости

8 Мая 2016

За рулем: Тест летних шин размера 195/65 R15 (2016)

Эксперты «За рулем» тестируют 12 комплектов летних шин в размере 195/65 R15.
Пятнадцатидюймовые покрышки довольно прочно обосновались в нише бюджетных автомобилей и продолжают вытеснять из нее более мелкие размеры. Для теста мы выбрали размерность 195/65 R15, чаще всего встречающуюся на относительно доступных автомобилях классов В и С, и остановили взгляд на наиболее популярных покрышках по цене от 2200 до 3500 руб. На испытаниях - двенадцать комплектов.
Список протестированных шин:
Amtel Planet EVO
Bridgestone Turanza T001
Continental ContiPremiumContact 5
Cordiant Sport 3
Goodyear EfficientGrip Performance
Hankook Kinergy Eco K425
Kumho Ecowing ES01 KH27
Michelin Energy XM2
Nokian Hakka Green 2
Nokian Nordman SX
Toyo Proxes CF2
Yokohama BluEarth AE-01
Испытания мы проводили в конце прошлого лета на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти, где собрали все новинки грядущего весенне-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30 ºС.
Своеобразным водоразделом в ценовой линейке могут послужить хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco по 2800 рублей и новинка из Финляндии - шина Nokian Hakka Green второго поколения, которую можно купить за 3100 рублей.
Дешевле их знакомые многим отечественные покрышки Nordman SX (2700 рублей), Yokohama BluEarth AE01 (2550 рублей), Cordiant Sport 3 (2400 рублей) и новинка корейской фирмы Kumho - модель Ecowing ES01 (2500 рублей), произведенная в Китае. А самая доступная в нашем тесте - шина Amtel Planet Evo (2200 рублей), новинка сезона. Компания Pirelli посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным в России и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии.
Более дорогие участники испытаний - весьма популярные шины Continental ContiPremiumContact 5 (3500 рублей), а также японские Toyo Proxes CF2 (3400 рублей) и Goodyear EfficientGrip Performance (3450 рублей). В этой же ценовой группе еще две модели: впервые в наших тестах участвуют шины Michelin Energy XM2 (3500 рублей), произведенные в России, и японские Bridgestone Turanza T001 (3500 рублей).
Отрадно, что пять моделей из двенадцати - отечественного производства.
Под бюджетные шины нужно подобрать соответствующий автомобиль. Нам приглянулась Skoda Octavia второго поколения. В силу возраста это недорогая машина, но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что нам на руку: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.
Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров - и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» - анахронизм.
Последовательность тестовых упражнений выстроена с учетом интенсивности износа шин. Начинаем с оценки экономичности, практически не сопровождающейся износом, а завершаем «сухой» переставкой, в ходе которой асфальт сдирает плечевые зоны покрышек как наждак.
Исследование поведения автомобиля на высокой скорости мы называем оценкой курсовой устойчивости. Нескольких кругов по десятикилометровому скоростному кольцу полигона на скорости 130 км/ч достаточно, чтобы понять, насколько четко держат шины заданное направление, как реагируют на боковой ветер и уклоны дороги, как ведут себя при объезде препятствия и смене полосы движения. Параллельно оцениваем плавность хода и внутренний шум на высокой скорости. Почему именно 130 км/ч? Так ведь в нашей стране это максимально возможная скорость, установленная на некоторых участках платных дорог. К тому же на большинстве автомагистралей Правила позволяют держать 110, а если добавить «бесплатные» 20 км/ч превышения, то получаем те же 130 км/ч. Нет-нет, мы не за нарушение скоростного режима - но ведь так ездят многие, не правда ли?
Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили шины Michelin - руль обутой в них Шкоды становится очень четким, с хорошо понятным «нулем». Понравились незамедлительные реакции на повороты руля и высокая информативность при корректировке курса.
Когда шины и трансмиссия основательно прогрелись, автомобиль готов к оценке экономичности. Результат каждого замера - среднее арифметическое значений, полученных в двух заездах в противоположные стороны (чтобы нивелировать возможное влияние ветра). Для каждого комплекта шин упражнение приходится повторять от трех раз (при полном штиле) до пяти (в случае легкого ветерка).
Замеры проводятся по нисходящей - сначала на высокой скорости, затем на низкой. Благодаря этому шины и трансмиссия плавно остывают и результаты замеров меньше скачут.
На протяжении последних лет у основной массы шин показатели экономичности были одинаково хорошие. Однако Hakka Green второго поколения сделала невозможное - на скорости 60 км/ч обеспечила экономию горючего в размере 0,1-0,3 л/100 км относительно остальных покрышек. Настоящая «зеленая» шина!
Закончив с экономичностью, делаем круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оцениваем плавность хода и уровень шума в салоне - в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.
В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.
        Перед возвращением на базу заруливаем на 12-процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оцениваем возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.
Напомню, что «грунтовый» тест - факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Мы ввели его в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.
Следующее испытание - торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.
Начинаем тест… с зачистки покрытия. Выполняем десяток-полтора торможений на незачетных шинах - таким образом тщательно «подметаем» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления - стабильным.
По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряем при замедлении с 80 до 5 км/ч - поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог - заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.
Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Мы держим 83-85 км/ч - не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким - тормозим буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону - и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.
Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить - при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.
Среднее количество торможений - шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.
Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было наше удивление, когда новые шины Hakka Green обыграли их почти на столько же!
Переходим к более износным упражнениям. Первое - торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозим с 100 км/ч - соответственно, скорость подхода к точке торможения составляет 103-105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.
В этом упражнении порадовал стабильностью Continental - много лет в наших тестах он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла - проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил - показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.
В завершение - наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют однократной сменой полосы. Задача водителя - нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни - сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой - оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.
Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны - ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20- и 24-метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12-метровая.
Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяем это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.
На мокрой дороге и по скорости, и по управляемости впереди остальных оказались обновленные шины Nokian Hakka Green. Покрышки Continental по предельной скорости переставки оказались совсем рядом, но по управляемости заметно проигрывают.
Самые интересные результаты мы получили на сухом асфальте - здесь лучшую скорость (68,2 км/ч) одновременно показали три шины: Amtel, Continental и Nokian, а результат Kumho (68,1 км/ч) всего на одну десятую скромнее.
ВЕРДИКТ
Пожалуй, начать эпилог правильнее всего с поздравлений победителю теста, а это шины Nokian Hakka Green 2. Тем не менее все принявшие участие в испытаниях покрышки нас приятно удивили.
Во-первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во-вторых, все шины показали себя весьма достойно, притом что цены у них более-менее доступные.
Еще раз напомним о нашей системе итоговых оценок. Покрышки, набравшие более 850 баллов, мы называем хорошими, 870 и более баллов - очень хорошими, а перешагнувшие рубеж 900 баллов - отличными. В нынешнем тесте ниже 870 баллов не опустился никто! Семь участников теста имеют очень хорошие результаты, пять - отличные.
Самое приятное - видеть в отличниках недорогих «россиян» - шины Nordman SX и возрождающийся Amtel Planet Evo. Для кризисного времени - самые заманчивые предложения.
Мнения экспертов о каждой шине представлены ниже

1 Место:Nokian Hakka Green 2
Сумма баллов: 955
Место изготовления:Финляндия, Россия
Индексы:95H
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,7-8,1
Твердость резины по Шору, ед.:66
Масса шины, кг:7,8
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3100
Цена/качество:3,25
+ Лучшее торможение на мокром асфальте и очень хорошее - на сухом; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании ; самые экономичные
- Незначительные замечания касательно плавности хода
Вердикт: Отлично

2 Место:    Goodyear EfficientGrip Performance
Сумма баллов: 915
Место изготовления:Германия
Индексы:91V
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,8-7,9
Твердость резины по Шору, ед.:73
Масса шины, кг:7,4
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3450
Цена/качество:3,7
+ Отличные сцепные свойства на сухом асфальте ; высокая скорость выполнения переставки; хорошая управляемость на мокром асфальте; скромный расход топлива
- Незначительные замечания по курсовой устойчивости , управляемости при экстремальном маневрировании на сухом асфальте и комфорту
Вердикт: Отлично

3 Место: Amtel Planet EVO
Сумма баллов: 908
Место изготовления:Россия
Индексы:91H
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:6,4-6,9
Твердость резины по Шору, ед.:71
Масса шины, кг:8,2
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2200
Цена/качество:2,42
+ Скромный расход топлива при скорости 90 км/ч; понятная управляемость и высокие сцепные свойства при экстремальном маневрировании
- Замечания к курсовой устойчивости; незначительны замечания по шуму и плавности хода
Вердикт: Отлично

4 Место:    Toyo Proxes CF2
Сумма баллов: 907
Место изготовления:Япония
Индексы:91H
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,2-8,4
Твердость резины по Шору, ед.:71
Масса шины, кг:8,8
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3400
Цена/качество:3,75
+ Высокие сцепные свойства на сухом асфальте; скромный расход топлива; высокая курсовая устойчивость; тихие
- Сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом покрытии
Вердикт: Отлично

5 Место:    Nokian Nordman SX
Сумма баллов: 902
Место изготовления:Россия
Индексы:91H
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,8-8,1
Твердость резины по Шору, ед.:73
Масса шины, кг:8,6
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2700
Цена/качество:2,99
+ Понятная управляемость при экстремальном маневрировании
- Невысокая скорость на переставке на мокром покрытии; незначительные замечания по крусовой устойчивости и комфорту
Вердикт: Отлично

6 Место: Continental PremiumContact 5
Сумма баллов: 890
Место изготовления:Франция
Индексы:91H
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,5-8,1
Твердость резины по Шору, ед.:76
Масса шины, кг:7,8
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3500
Цена/качество:3,93
+ Отличные сцепные свойства на сухом и мокром асфальте; высокая скорость выполнения переставки на сухом и мокром асфальте
- Сложная управляемость при экстренном маневрировании; замечания в адрес курсовой устойчивости; невысокий уровень комфорта
Вердикт: Очень хорошо

7 Место: Yokohama BluEarth AE-01
Сумма баллов: 889
Место изготовления:Россия
Индексы:91T
Рисунок протектора:симметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,1-7,5
Твердость резины по Шору, ед.:69
Масса шины, кг:8,5
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2550
Цена/качество:2,87
+ Скромный расход топлива; высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте
- невысокий уровень комфорта; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом покрытии
Вердикт: Очень хорошо

8 Место:Cordiant Sport 3
Сумма баллов: 888
Место изготовления:Россия
Индексы:91V
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,3-7,8
Твердость резины по Шору, ед.:71
Масса шины, кг:8,5
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2400
Цена/качество:2,70
+ Понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом покрытии; высокая скорость выполнения переставки на мокром покрытии
- Неэкономичные; есть замечания в адрес курсовой устойчивости; невысокий уровень комфорта
Вердикт: Очень хорошо

9 Место: Hankook Kinergy Eco K425     
Сумма баллов: 887
Место изготовления:Венгрия
Индексы:91V
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,4-7,7
Твердость резины по Шору, ед.:71
Масса шины, кг:8,3
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2800
Цена/качество:3,16
+ Скромный расход топлива при скорости 90 км/ч
- невысокий уровень комфорта; низкая скорость выполнения переставки на мокром покрытии
Вердикт: Очень хорошо

10 Место Bridgestone Turanza T001    
Сумма баллов: 879
Место изготовления:Япония
Индексы:91V
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,6-7,9
Твердость резины по Шору, ед.:74
Масса шины, кг:8,6
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3500
Цена/качество:3,98
+ Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте; скромный расход топлива
- Посредственные сцепные свойства; сложная управляемость на мокром покрытии
Вердикт: Очень хорошо

11 Место: Michelin Energy XM2     
Сумма баллов: 877
Место изготовления:Россия
Индексы:91H
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:7,2-7,5
Твердость резины по Шору, ед.:68
Масса шины, кг:8,3
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:3500
Цена/качество:3,99
+ Суперчеткое следование курсу; скромный расход топлива; понятная управляемость на сухом асфальте
- Плохие сцепные свойства; сложная управляемость на мокром асфальте
Вердикт: Очень хорошо

12 Место:Kumho  Ecowing ES01 KH27     
Сумма баллов: 874
Место изготовления:Китай
Индексы:91H
Рисунок протектора:асимметричный
Глубина рисунка протектора по ширине, мм:6,7-6,9
Твердость резины по Шору, ед.:72
Масса шины, кг:8,7
Средняя цена в интернет-магазинах, руб.:2500
Цена/качество:2,86
+ Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте
- Замечания по поводу курсовой устойчивости; сложная управляемость на мокром покрытии; низкий уровень комфорта
Вердикт: Очень хорошо


Источник: «За рулем». Сергей Мишин
Вверх